Наталья Пичурина

КРУГ ДОБРА – Триколор ДНР прилетел на героическую Родину Генерала Младича и вернулся в Донецк


Наталья Пичурина, 9.1.2016.

В славянской традиции отношение к Государственному флагу, как к величайшей святыне, имеет глубокие корни. Увидев флаг, и русской и серб обнажит голову, мысленно отдаст честь, а иной раз рука сама потянется перекреститься.

В генетической памяти мирного и военного человека стоят слова великого теоретика ратного дела генерала от инфантерии Михаила Драгомирова: «…Кусок материи, сохранение которого стоило жизни сотням людей, такой кусок материи есть святыня – не условная военная святыня, но святыня в прямом и непосредственном значении этого слова».

А мне вспоминаются события Мойковачкого сражения 6-7 января 1916 года, когда в ночь перед Рождеством один за другим в бою с австро-венгерскими оккупантами погибли девять знаменосцев из одного сербского рода. Подвиг братства не уронил знамени бригады. Один великий эпизод сербской истории… Но и вся летопись сербских и русских войн – свидетельство героизма и самоотверженности при спасении святого знамени.

В мае 2014 года над Донецком взвился красно-сине-черный флаг, молодая республика поднялась на борьбу за право существования и свою государственную идею. Впереди были ещё долгие дни тяжелых боёв, потерь и побед, и верного вектора государственного строительства.

«Наш флаг – это святыня для каждого гражданина страны, независимо от национальности и вероисповедания. Это главный символ суверенитета, символ единства народа… Этот флаг гордо реял над освобожденной Саур-Могилой. С этим триколором наша доблестная армия шла в бой с врагом, освобождая города и сёла», так скажет позже Александр Владимирович Захарченко.

Черный цвет знамени – это уголь Донбасса, синий – символ духа народа, алый – трудолюбие и доблесть, и цвет крови пролитой за свободу.

***

Летом 2015 года небольшая делегация членов межрегионального общественного движения «Друзей генерала Ратко Младича», по приглашению сербских патриотических организаций и по личной просьбе самого Генерала выехала в Республику Сербскую. Первым, кто в Новороссии узнал об этом, был офицер армии ДНР сербский доброволец Деян Берич. Активно поддержав идею поездки, Деян передал нам флаг республики.

deki

Так, из сражающегося Донецка начался круг добра: триколор полетел на героическую Родину Генерала Младича для участия в празднике сенокоса, с таким понятным русскому человеку названием «Кошевина».

Ростов-на-Дону, Москва, Белград. Впереди Республика Сербская, и первая остановка в монастыре Святой Петки, возле города Биелина. Удивительное единение наших народов – «сербско-русский» монастырь, построенный уже после войны. Монастырский Храм – это кусочек России, уменьшенная копия Храма Христа Спасителя в Москве, внутри которого иконы сербских и русских святых.

Следующая точка путешествия – монастырь XI века в селе Папраче. Место героическое, выдержавшее не одно османское разрушение. А в нескольких метрах от монастырских ворот стоит стела с высеченными на ней именами жителей округи, погибших в страшной войне 1992-1995 годов. Не у каждой фамилии есть фотография, причина проста: её некому принести, убиты все члены семьи.

Дорога ведет к монастырю Ловница. Живая история жизни Сербии на фоне фантастической красоты гор и лесов… Здесь, в этой святыне не раз бывал Ратко Младич.

Монахи Ловницы во всех войнах помогали раненым. Так было во Вторую Мировую войну, так было и в 1992 -1995 годах. Святое место…

У монастыря, на правом берегу речки Ловница чьи-то добрые руки поставили Православный Крест. По легенде этих мест, если взять камушек, задумать хорошее и поставить камень на Крест, то желание исполнится. Я просила мира сражающемуся Донбассу.

Вместе с нами донецкое знамя проехало Власеницу, Хан-Пьесак, Соколац, Лукавац, Сараево.

Овај приказ слајдова захтева јаваскрипт.

Сараево… город, из которого события 1992-1995 годов вытеснили сербов. Может быть, кто-то скажет по-другому, но мне кажется, что после сербского исхода город превратился в призрак. Над городом Гавриила Принципа развернут звездно-полосатый американский флаг. Верю, что не на долго.

И вот – встреча с Калиновиком, особым городом в жизни Ратка Младича и Войска Республики Сербской. Горы Трескавицы, как и люди, помнят кровопролитные бои объединенных сил хорватов и мусульман против стоящих насмерть бойцов армии Младича. Враг занял господствующие высоты и вёл оттуда мощный артиллерийский огонь. Сербы отбили свои позиции, но цена победы была ценой огромных потерь. Тогда, в июльские дни, в Трескавицы было время покоса, заготовка сена на зиму в сражающейся стране – это тоже война.

Через двадцать лет, сербские ветераны решили увековечить память героев, павших в горах Трескавицы. Так и родился необыкновенный народный праздник Кошевина. «Нет – войне! Да – миру на родной земле!».

«Кошевина. Гвозно – 2015» собрала сотни ветеранов из разных уголков Республики Сербской: мужественных и красивых людей, в минуту опасности по велению сердца сменивших мирный труд на военное дело. Люди добра и радости, сказавшие «Нет» врагу, и навеки поставившие Сербский флаг на своей земле.

На сказочных склонах земли героев мирным крестьянским трудом живёт горная деревенька Божановичи. Это родовое гнездо семьи Младичей. Здесь родился Ратимир Нежевич, человек, вобравший лучшие качества сербского характера, плоть от плоти своей великой истории.

Особая точка нашего круга добра – Вышеград. Город «Моста над Дриной» Иво Андрича, атмосферы Эмира Кустурицы и «Вышеградской ночи», самой нежной песни о войне, написанной Константином Ундровым, приехавшим в Боснию из моего Ростова. Здесь воинское кладбище, где рядом с сербами покоятся добровольцы: русские и казаки.

А потом был Старый Брод, маленькая пристань, часовенка и Поклонный Крест, стоящий на вершине горы. Горькое место памяти двух дней и двух ночей конца марта 1942 года, когда усташи устроили кровавую резню женщин, детей и стариков. Семь тысяч православных душ, замученных только за то, что они сербы. Трагедия Старого Брода повторилась и в войне 1992-1995 годов, и это же горе мы видели на земле Донбасса.

По дороге в Белград приезжаем в монастырь Добрун, историческое место, символ того, что мы, русские, называем «сербскостью». Отсюда началось героическое восстание под руководством Карагеоргиевича против многовековой турецкой оккупации. И именно у этого монастыря, по призыву Ратко Младича в 1992 году собирались ополченцы.

Ещё одна остановка – монастырь Дражевина. На монастырском дворе рядом с церковью Святого Николая Угодника возвышается памятник Драголюбу Михайловичу, предводителю сербских четников.

Пересечен пограничный контрольный пункт между Боснией и Герцоговиной и Сербией. Грустная истина, мы прошли границу между сербами и сербами.

Впереди прекрасный Белград. Прощание с гостеприимными хозяевами: писателем Лилианой Булатович-Медич, вдохновителем и организатором нашей поездки; Дарко Младичем, сыном нашего Генерала; членами молодежного патриотического движения «Уна и Дрина» и ветеранской организации Республики Сербской.

Мы вылетаем в Ростов…

Круг добра замкнулся, триколор вернулся в Донецк. Потому что война не может быть смыслом жизни, мир составляет её суть.

________

Деян Берич, о поездке русской делегации в Республику Сербскую…

Када сам сазнао да руска делегација иде у посету Републици Србској, која је веома пострадала у последњем рату, и то путем којим је ишао тако велики човек и војсковођа као што је Ратко Младић, и у посету његовој породици, имао сам жељу, огромну жељу да пођем заједно са њима.

Није било веће жеље него посетити домовину која је сада далеко. Из разумљивих разлога то није било могуће, али сам замолио нашу драгу пријатељицу Наталију да понесе заставу наше младе републике ДНР-а.

12511605_960141257410174_1187619945_n

Многи кажу да је застава само парче крпе која ништа не значи и да за њу не вреди губити живот. Међутим, то могу да причају „диван ратници“ који не знају шта је част и верност.

Ја имам срећу да имам две државе у чијем оснивању сам кроз разна бојишта и сам учествовао, као уосталом и многи Срби који нису заборавили ко нам је био „БРАТ“ кад је било тешко.

Застава ДНР је прошла путем којим сам ја хтео да прођем, путем нашег великог генерала, кога осуђују – човека кога осуђују злочинци , али зато изучавају његову технику ратовања, јер им ни данас није јасно како је један човек успео да води малу војску у велике битке. Али они не знају да није ствар у једном изузетном човеку, него у комбинацији њега самог и народа који је у Младићу видео лидера, војсковођу за којим ће да крене у сваку битку, без обзира колико је велика војска са друге стране.

После два месеца, опет захваљујући Наталији, застава ДНР-а је дошла до мене у Доњецк.
Многи који дођу у моју канцеларију, када погледају на зид виде две заставе: ДНР-а и Србије. За мене су то два симбола који ми дају снагу да се и даље борим овде против повампиреног фашизма.

Србска застава, симбол моје матичне државе, је за мене сва светиња коју имам овде далеко од дома, а кад погледам заставу ДНР-а у њој видим сав пут који је она прошла да би се вратила назад у Доњецк. Видим добре људе из Србије из Републике Србске, косидбу коју је та застава гледала уместо мене, и осећам огромну позитивну енергију са којом је дошла, јер је прошла кроз руке бораца са којима сам се борио кад је требало штитити отаџбину, кроз руке људи који су своју доброту преко ње послали  до нас овде.

Те две заставе, и слика генерала Младића међу њима представљају снагу која ме покреће сваког новог дана .

На ваше питање зашто је на мом столу књига Љиљане Булатовић, могу вам одговорити да је то једна у мору књига о Младићу, али то није обична књига. Да би писали о нечијем животу, људи морају да прођу барем део онога што је прошао тај о коме пишу.

Ова књига је написана срцем, то може да осети онај ко је чита и аутор је у њу унео у потпуности лик и дело нашег генерала. Топло бих је препоручио нашим пријатељима Русима да је прочитају јер тако могу да схвате зашто смо ми Срби такви какви смо. Да схвате величину генерала Младића који је пре свега био човек а затим официр, који је више од свог живота волео свој народ.