ФБР НА РУССКОМ

Алексей Акутин: Феномен сербских добровольцев Донбасса


Алексей Акутин, г.Донецк, ДНР
20.11.2016.

            Есть такая фраза: «Воевать могут многие народы. Но быть добровольцами – только сербы и русские!». Военное добровольчество традиционно играло большую роль в войнах, которые вели наши народы. В отдельные периоды истории мощное добровольческое движение было, по сути, залогом выживания, как русских, так и сербов.

Мы помним из истории, что долгое время Балканы находились под османским владычеством. Турки были источником всяческих бед сербского народа. Поэтому не удивительно, что такая политика сыграла свою роль в самом возникновении феномена сербского добровольчества. Спасаясь от турецкого гнета, сербы тысячами бежали из родных земель, в том числе и в Россию, как наиболее близкую по духу, языку и православной вере страну.

Уже в 1723 году в Россию переселилась часть сербов и черногорцев под началом майора Йована Албанеза. В 1729 году они составили гусарский полк и были поселены в районе крепости Тор (Славянск). В 1751 году полковник австрийской службы Иван Хорват, родом серб, обратился к русскому правительству с просьбой принять под свое покровительство два полка из сербов, македонцев, болгар и валахов. «На прошение, поелику оно сообразно было с давно предполагавшеюся целию Российского правительства, Государыня Императрица тотчас и согласилась», – говорится в сохранившемся с тех времен рескрипте.

982302_original

Для расселения прибывших, правительство выделило им земли в заднепровских степях, между реками Днепр и Синюха. Вскоре эта местность получила название Новой Сербии с центром в Новомиргороде.

В 1752 году полковники Иван Шевич и Райко Прерадович обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой о поселении их полков на южных берегах Северского Донца, между реками Бахмуткой и Луганью. Так была образована новая автономная область – Славяносербия.

Генерал Пишевич, побывав в 1754 году в Славяносербии, писал: «Земля тут, как обыкновенно, затверделая, дикая, и может быть, что от создания света необработанная, и лежала во все древние века без всякой пользы впусте и без народа».

Административным центром Славяносербии стал Бахмут (Артемовск). В виду малочисленности, в 1764 году полки Шевича и Прерадовича (Депрерадовича) были объединены в один, который получил название Бахмутского гусарского полка. В составе русской армии, сербские гусары принимали участие в Семилетней войне 1756 – 1763 годов, а также в подавлении восстания Пугачева в 1773 году.

Впрочем, просуществовали сербские автономии достаточно не долго. Уже в 1762 году, по указанию Екатерины II было начато следствие по припискам в Новой Сербии и Славяносербии. В декабре 1763 года следственная комиссия доложила, что из числящихся по спискам 4264 жителей автономии, в наличии оказалось только 1264. Вскоре вскрылась и масштабная коррупция, в результате чего генерал Хорват был разжалован и сослан в Вологду. В итоге, и Новая Сербия, и Славяносербия вошли в состав вновь созданной Новороссийской губернии.

Другой серьезный наплыв сербских добровольцев в России случился в 1916 году. Когда во время Первой мировой войны 150 тысяч сербов было эвакуировано на остров Корфу, по требованию российского императора Николая II сербская армия была переброшена в Грецию, на Салоникский фронт. Таким образом, было сохранено политическое влияние королевского правительства, а важнейшим фактором сохранения армии стали добровольцы.

В начале 1916 года из военнопленных-югославян австро-венгерской армии, в Одессе был создан добровольческий отряд. Для руководства этой частью сербский король Александр прислал группу своих офицеров. Сербские добровольцы отличились в тяжелых боях, множество было награждено русскими медалями за храбрость и мужество, а несколько офицеров получили орден Святого Георгия 4-й степени: полковник Стеван Хаджич, поручик Петар Илич, майор Иван Костич, капитан Бошко Тоскич и другие. Всего к февралю 1917 года в составе русской армии находились 1-я и 2-я Сербские добровольческие пехотные дивизии из четырех полков каждая, четыре Сербских артиллерийских дивизиона и Сербский запасный пехотный батальон. Все они входили в состав Сербского добровольческого корпуса под командованием генерала Михайло Живковича. В 1918 году, с помощью союзников по Антанте, корпус был эвакуирован в созданную Югославию.

986829_original

«Нема светлијих веза од братских»

Во время Гражданской войны в России 1917 – 1922 годов сербские добровольцы, как и русские, оказались разделены на два враждующих лагеря. Так, в конце 1917 года часть сербских солдат под командованием майора Данила Сердича и поручика Дмитриевича присоединились к Красной Гвардии и, впоследствии, приняли участие в боях под Царицыном в 1918 году в качестве 1-го Юго-Славянского коммунистического Царицынского полка. В составе 10-й армии с весны 1918 года действовал интернациональный отряд Олеко Дундича. С другой стороны им противостояли сербские подразделения в составе белой Добровольческой армии.

Как и знаменитый Чехословацкий корпус, сербы двигались из России окружным путем, через Сибирь и Дальний Восток. Поэтому некоторое количество добровольцев оказалось в армии адмирала Колчака, частях атамана Семенова и других белых формированиях на востоке. Наиболее крупным среди них был 1-й Добровольческий сербов, хорватов и словенцев полк им. майора Благотича.

Нынешняя война также не обошлась без участия граждан балканских государств. С началом вооруженного противостояния в Донбассе в 2014 году, сербы составили наиболее значимую часть иностранных добровольцев, принявших участие в боях за свободу и независимость Донецкой и Луганской Народных Республик. В ряде СМИ в июле 2014 года даже тиражировалась цифра в более чем 200 человек. Однако, скорее всего, ближе к истине цифра, опубликованная сербскими спецслужбами, заявившими, что они разыскивают около 50 человек, сражающихся в Донбассе.

Как видим, положение наших сербов осложняется тем, что на родине их ожидает преследование властей и длительные тюремные сроки. Нынешнее проамериканское правительство в Белграде строго и последовательно выполняет все указания своих заокеанских хозяев, считая войну против жителей Донбасса – войной против России. Все это больно ранит простых людей, почитающих Россию своей «Матушкой». Есть и другая причина. О ней рассказал Деян Берич («Деки»), наиболее известный из сербских добровольцев:

Deki

«Здесь, в ДНР, происходит то, что случилось в Сербской Краине, в Косово, в Боснии и т.д. Это страшно, это недопустимо. Поэтому мы, сербы, с вами. Мы помогаем вам. У нас с вами один враг – американские империалисты и их слуги. У нас с вами один друг – это Россия. И если мы все вместе сможем отстоять ДНР, то потом мы сможем отстоять, освободить и Сербию. А мы это сможем!»