analysis

Резолюция по Косово: Сербский продукт для внутреннего потребления?


Резолюция по Косово: Сербский продукт для внутреннего потребления?

10.01.2013, 18:44
распечатать статью рассказать другу добавить в блог 18+

косово протест самоопределение Приштина демонстрация

Фото: EPA

Правительство Сербии 9 января приняло 2 стратегических документа, касающихся Косова и Метохии. Это резолюция, которая теперь отправляется на рассмотрение парламента страны, и так называемая “платформа” – слегка доработанная президентская стратегия, мистическим образом “всплывшая” в конце декабря на английском языке и на совершенно стороннем интернет-ресурсе

Сейчас, чтобы избежать уж совсем откровенного раскрытия тактики Белграда, обновленная платформа полностью обнародована не будет. Об этом заявил премьер Сербии Ивица Дачич.

Однако уже сейчас известно, что из документа убраны самые спорные предложения, например, постулат, гласящий, что “ни о чем не достигнута договоренность, пока не достигнута договоренность обо всем”, так как этот пункт изначально вызвал резкую критику в европейских кругах.

Президент и правительство Сербии согласовали текст резолюции по Косово

Убрана из платформы и „научная фантастика“ из серии демилитаризации Косова и гарантий безопасности со стороны ЕС, ВС Сербии и армии Албании. Хотя, собственно, платформа – это лишь теория, объяснение к резолюции, которая содержит ссылки на документы и принципы, на основании которых Белград намерен решать косовский вопрос.

В них есть то, что называется общими, но обязательными местами, например, констатация, что Сербия не признаёт и никогда не признает независимость Косова.

Есть намек ЕС: „Мы приступаем к диалогу с Приштиной, понимая значение, которое бы имело достижение двусторонне приемлемых решений для ускоренной интеграции региона в ЕС“.

Однако же главное, что содержится в новой сербской стратегии – проект создания Автономного объединения сербских общин в Косове, который, по идее, соберет косовских сербов по национальному, а не по территориальному принципу.

По замыслу Белграда, в Объединение должны войти не только четыре северные общины, примыкающие к центральной Сербии, но и несколько южных муниципалитетов, где сербы составляют большинство.

Белград требует автономию в автономии?

Как отмечалось, этот проект можно назвать “Автономия в автономии”: у объединения должны быть свои госорганы, как то: парламент и исполнительный совет, полномочия в ключевых сферах, таких как просвещение, здравоохранение, сельское хозяйство. Кроме того, предполагается, что объединение само будет решать, какие государственные символы использовать.

Кстати, после принятия резолюции правительством премьер Дачич сделал заявление, которое можно считать практически сенсационным. Дачич назвал ошибкой то, что косовские сербы 13 лет слушали Белград и не создали свои институты.

„Нам нужны институты власти, которые признают и Белград, и Приштина“. Слова Дачича были встречены в штыки сербами, которые ни под каким видом не желают становиться гражданами Косова.

В частности, авторитетный патриотический портал „СРБски ФБрепортер“ напомнил, что вообще-то на севере края и далее функционируют институты Республики Сербия. По мнению издания, своим заявлением Дачич абсолютно проигнорировал позицию косовских сербов, которые на референдуме в прошлом году единогласно заявили, что не признают никакие органы власти, кроме тех, которые находятся в системе Республики Сербия.

С другой стороны, слова Дачича вызвали одобрение у косовских сербов, которые «интегрировались» в самопровозглашенное государство. Говорит председатель „Сербского движения обновления“ в Косове и Метохии (председник СПО за Космет) Ранджел Нойкич:

„Мы впервые слышим это столь ясно и четко, и это заявление, которое, по сути, ведет нас к тому, чтобы все местные сербы подготовились и включились в следующие косовские выборы. Потому что это – реальность, это очень важно, потому что если сербы создадут единый фронт и массово выйдут на выборы, то мы по количеству мандатов в парламенте Косова гарантированно будем вторыми или третьими. Это значит, что если мы будем едины, то ни одно решение не сможет быть принято без сербов“.

Между тем, несмотря на серьезные уступки, на которые готова идти Сербия, в Приштине категоричны: все документы Белграда предназначены исключительно для внутреннего, сербского потребления, а свои дела независимое и суверенное Косово не намерено обсуждать ни с кем. В связи с этим не очень понятно, найдет ли сербский проект свое место на обеденном столе, за которым, как правило, встречаются в Брюсселе премьеры Сербии и Косова. И какова будет реакция ЕС? Мнение профессора факультета политических наук Университета в Белграде, бывшего посла Сербии во Франции Предрага Симича:

„Принятие платформы само по себе положительно для Сербии, потому что вести переговоры с Косово без какого-либо политического документа, по поводу которого существует консенсус правящих кругов, – это значит просто перескакивать от одной встречи к другой и идти в неправильном для Белграда направлении. Платформа не содержит каких-то радикально новых идей, но показывает, что президент Николич – сейчас доминирующая фигура в сербской политике. Что касается Европы, реакция, как мне кажется, будет комплексной. Сейчас, судя по европейской и американской прессе, она, в основном, негативная, но, с другой стороны, для Европы важно задержать и Белград, и Приштину за столом переговоров, чтобы велась дипломатическая битва в Брюсселе и чтобы эта проблема не привела к новому конфликту. Ведь сейчас что-то подобное может случиться в Прешевской долине, то есть в южных сербских муниципалитетах, населенных преимущественно албанцами. И мне кажется, именно поэтому платформа если и не получит поддержку от ЕС, то хотя бы будет принята толерантно“.

Так или иначе, принятую вчера резолюцию в ближайшие несколько дней предстоит обсудить парламенту Сербии, и вот здесь единства, которое мы наблюдали в рядах министров, точно никто не гарантирует. Это уже дал понять лидер сербских либералов Чедомир Йованович, который предрекает, что заседание станет „ритуальной клятвой Косову“ без какого-либо серьезного разговора о решении проблем.

Положа руку на сердце, Йованович лукавит: модель „Автономного объединения“ – первая за последние годы исходящая из Белграда попытка собрать воедино осколки сербского населения в Косове. Хотя Йованович никогда не говорит об этом в открытую, ясно, что для него ключ решения проблемы Косова, лишний раз повторив как ритуальную клятву „Да, это все результат ошибочной политики 90-х!“, признать независимость края.

В любом случае у доминирующей в сербской скупщине „Сербской прогрессивной партии“, вместе с партнерами, социалистами премьера Дачича и другими партиями, вполне хватит сил, чтобы парламент сказал резолюции „да“. И тогда никто не возьмется предсказать, как будет выглядеть намеченный на середину января очередной раунд переговоров премьеров Сербии и Косова.

 

http://rus.ruvr.ru/2013_01_10/Rezoljucija-po-Kosovo-Serbskij-produkt-dlja-vnutrennego-potreblenija/